Рассказы о Великой Отечественной войне для 1 класса
Цель урока:
Помочь детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа.
Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушным к чужой беде.
Учить глубокому осмыслению прочитанного, умению выражать свои мысли в форме развернутого аргументированного ответа.
Развивать творческие способности учащихся:
а) написание текстов разных жанров(рассказ, интервью, стихи);
б) составление списка рекомендательной литературы, аннотаций;
в) подготовка презентаций.
Оборудование:
1)Тексты произведений о войне (выставка книг).
2) Фотогазета с заметками и репортажами, составленными детьми.
3)Презентация «У войны не детское лицо».
4)ЦОР «Дети блокадного Ленинграда»
5) ЦОР (материал о А. Лиханове).
6)Музыкальная заставка
7) Творческие работы учащихся.
Слово учителя.
Дорогие друзья. Мы проводим наш урок внеклассного чтения в преддверии великого Праздника Победы. Это стало доброй и обязывающей традицией: каждый год в начале мая остановить бег своего детства и всмотреться в одну из самых трагических страниц нашей истории в события Великой Отечественной войны.
Какой она была?
Какова цена нашей Победы?
Ученик 1. Война - жесточе нет слова.
Война - печальней нет слова.
Война - святее нет слова.
В тоске и слове этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Учитель: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». И это верно, так как противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет?
Размышляя над страницами книг о войне, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину, кто погиб за нее, кто перенес ужасы страшной войны. Цена победы велика: более 27 миллионов жизней было отдано за нее. Среди них были дети, шаг горячей трепетной жизни прямо в ледяное объятие смерти. Как это было? Об этом рассказывает в книге «Иван» Владимир Богомолов (слайд презентации)
Ученик.2 Владимир Богомолов совсем юным ушел на войну, был ранен, не раз награжден. Он прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии, и о войне знает не понаслышке. Может, потому он так серьезен, печален и правдив в своем рассказе о военном лихолетье.
Ученик.3 Герой одноимённой повести Иван осторожен, суров, даже угрюм, не по-детски сосредоточен, кажется старше своих лет. Ему 10-11 лет, а по выражению лица можно дать все 30. В первые дни войны он пережил смерть отца (убили на границе), на руках его погибает сестрёнка (ей было полтора года). Мальчик в партизанах, в лагере смерти. Он пережил весь ужас первых дней войны, отсюда его суровость.
Иван принял решение – мстить врагу, добывать сведения о вражеских войсках для штаба.
Как обыкновенный мальчишка он играет, собирает ножички. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…
Но шла жестокая война, гибли люди. И за победу сражались дети. Иван погиб. На знамени Победы есть и его капелька крови, а это немало для одиннадцатилетнего мальчика.
Ученик 4. У поэта Павла Антакольского погиб сын. Об этом он пишет в поэме «Сын».
Мой сын погиб. Он был хорошим сыном,
Добрым, умным смельчаком.
Сейчас метель гуляет по лощинам,
Вдоль выбоин, где он упал ничком.
Мне снится, что ты еще малый ребенок,
И счастлив. И ножками топчешь босыми
Ту землю, где столько лежит погребенных.
На этом кончается повесть о сыне.
Ученик.5. В повести Валентина Катаева «Сын полка» мы встречаемся с озорным крестьянским мальчиком Ваней Солнцевым. Он остался сиротой и попал к разведчикам, которые его полюбили и окружили заботой и вниманием. Ваня тоже ходит в разведку, зорко всматриваясь в любое скопление живой силы врага, и все запоминает. Но и во время войны жизнь продолжается: цветут ландыши, зима сменяется весной, живет вера, надежда в победу. Иначе наш народ не вынес бы эти четыре страшных года.
(слайд презентации )
Ученик.6 Я с детства помню тот кошмар:
Налеты, раненых мученья,
Бомбежки города, пожар,
И взрывы…Нет от них спасенья!
Народ бежал, бросал жилье,
От горя волосы седели…
А с самолета пулемет
Строчил по движущейся цели
И оставались на земле
На веке взрослые и дети…
Война! Поверьте ничего
Страшнее нет на свете!
(Показ слайдов о детях блокадного Ленинграда)
Ученик.7. Многие из нас знают красивую и талантливую актрису Элину Аврасимовну Быстрицкую, но не каждому известно, что ее детство пришлось на годы войны и что она имеет настоящее боевое звание сына полка. Она гордится этим, как и другими награждениями, например, медалью «За победу над Германией».
Детям, воевавшим за свободу Родины, посвятила своё стихотворение одна из учениц класса (приложение №1)
Ученик 8. Огромное количество книг написано о войне, многие мы
прочитали дома вместе с родителями, близкими нам людьми.
Поэма К.Симонова «Сын артиллериста»
начинается с рассказа о том, как мальчик, чтобы
потом пойти по стопам отца и стать военным. Близкие люди с детства помогали ему стать смелым и отважным, готовым к защите своей родины.
(Чтение учеником наизусть отрывка из поэмы К.Симонова «Сын артиллериста»).
Учитель. Есть очень хорошая книга «Дети военной поры». Это сборник рассказов о том, как вели себя дети в тяжелые годы войны, как боролись с врагом, как трудились в тылу.
Ученик 9. Что делал я тогда? Снопы вязал.
А может быть, работал на прополке,
Когда ты полем проползал,
Где каждый метр изрезали осколки.
Ученик 10. В рассказе «Белая шубка» Татьяна Тимошенко пишет: «Мне часто снится Первоуральск. Базарчик, домики и прокатный стан. Стан, мой стан . 5 девочек, эвакуированных из Харькова, стоят на прокате горячих труб». Она вспоминает, что заревела, когда прокатала 50 труб. А еще как-то потеряла продуктовые карточки на целый месяц. Работали по 2 смены. И никто не подгонял, только собственное сознание.
(Просмотр слайда о детях тыла)
Учитель. Я убеждена: необходимо помнить о войне. Память – наша история. Каким будет ваш взгляд на неё, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее.
Человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Детская память избирательна. Но забыть ужас венного лихолетья не в силах никто. Материалы, собранные вами к сегодняшнему уроку, должны доказать, что пережитое нашим народом, детьми во время войны, не выдумка писателей, а трудная правда. О пережитом рассказывала бывшая учительница нашей школы, которая в годы войны жила на оккупированной врагами территории, на Курской дуге. Наши ребята из группы «Писатели» воспроизвели её воспоминания в рассказе «Один день из моей военной жизни»
(приложение №2)
Ученик11. Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок-
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы-
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес.
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
( С.Я. Маршак)
Учитель. Война была нам навязана и принесла людям много горя. Она разорила сотни городов и сел, лишила тысячи детей их родителей. Писатель Альберт Анатольевич Лиханов рассказывает о том, как трудно и голодно жилось детям во время Великой Отечественной войны.
(Показ фрагмента из жизни писателя. Материал ЦОР к урокам литературы)
Ученик 12. Альберт Анатольевич Лиханов - известный писатель. Его книги издаются во многих странах мира. Главная тема и главная боль произведений писателя - судьбы детей, оказавшихся по разным причинам в тяжелых ситуациях.
В 1987 году по его инициативе у нас в стране был создан детский фонд - первая общественная благотворительная организация.
В повести «Последние холода» перед нами проходят судьбы детей: Коли, Маши и Вадима.
Ученик 13. Коля живет в эвакуации, у него есть бабушка и мама, которые спасают его от голода. Маша и Вадим остались одни. Только желание жить, а скорее выжить, победить ужасы голода, болезни помогают им выстоять. Вадим ведет себя как взрослый человек. Он считает себя ответственным за больную тифом мать и младшую сестру. И люди помогали бесприютным детям: устраивали дополнительное питание в столовых, помогали учителя в школе, торговки на базаре закрывали глаза на голодных воришек
Ученик 14. В книге звучат слова Колиной учительницы, Анны Николаевны, обращенные к ученикам. Они звучат как завет:
« Война кончилась. Вы застали ее детьми. И хотя вы не знали самого страшного, все-таки вы видели эту войну. Пройдет время, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда была война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшие войны. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забывать»
Ученик 15. Не со школьным фартучком,
С взрослыми обидами,
Словно бы по карточкам,
Детство было выдано.
Беседа:
- Как вы считаете, донёс А. Лиханов завет своей учительницы до вас? Донёс ли её слово-предупреждение? (слайд)
- Почему, собственно, нельзя забывать об этом трудном времени?
- Герой повести В.Богомолова «Иван» погиб. А если бы остался жив, каким бы стал Иван? Как бы сложилась его судьба? О чём бы он рассказал и что завещал своим детям и внукам? (учтём, что наши размышления – всего лишь только предположения)
Учитель. О детях военной поры мы узнаем из истории, литературы. Но они и сейчас живут среди нас, многие делятся своими воспоминаниями о трудном военном детстве. Нет, они не герои, они просто дети, дети войны.
(Выступление детей военного времени, у которых ребята из группы корреспондентов могут взять заранее или после урока интервью и поместить его в газету. Фотокорреспонденты сделают фотомонтаж).
Вопросы для интервью:
Сколько лет вам было во время войны?
Где вы жили в военные годы?
Что вам больше всего запомнилось из вашего военного детства?
Что бы вы хотели пожелать сегодняшним детям?
Ребята третьей группы – «Литераторы» - подготовили список рекомендуемой для чтения литературы по данной теме, написав к некоторым произведениям аннотации.
( презентация, приложение)
Учитель: Спасибо, ребята, за эти работы. Слушая вас, я подумала, что вы тоже будто выполняли наказ Колиной учительницы: не забывать ни горя, ни радости, ни слёз,ни трудностей жизни уходящего поколения. Тогда не оборвётся ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим Вы сегодня стали чуточку взрослее. Особые слова благодарности мы сегодня говорим тем людям, которые поделились воспоминаниями о своём трудном военном детстве.
Помните у Лиханова: «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное. Он вовсе не взрослый, нет. …в лесу, где много деревьев, которые он не знает, он вдруг догадывается: вот это пихта, это кедр. Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если не умом, то сердцем» И на сегодняшнем уроке мы учились понимать самые главные мысли о жизни. Учились быть людьми, способными неравнодушными глазами увидеть и сердцем почувствовать боль и радость. Так происходит ваше взросление, ребята…
Завершим мы урок стихотворением Ю.Воронова, который подтверждает мысль о том, что «память – наша совесть»
А может, нам о них забыть?
Опять война, опять блокада…
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне»
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна…
Помочь детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа.
Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушным к чужой беде.
Учить глубокому осмыслению прочитанного, умению выражать свои мысли в форме развернутого аргументированного ответа.
Развивать творческие способности учащихся:
а) написание текстов разных жанров(рассказ, интервью, стихи);
б) составление списка рекомендательной литературы, аннотаций;
в) подготовка презентаций.
Оборудование:
1)Тексты произведений о войне (выставка книг).
2) Фотогазета с заметками и репортажами, составленными детьми.
3)Презентация «У войны не детское лицо».
4)ЦОР «Дети блокадного Ленинграда»
5) ЦОР (материал о А. Лиханове).
6)Музыкальная заставка
7) Творческие работы учащихся.
Слово учителя.
Дорогие друзья. Мы проводим наш урок внеклассного чтения в преддверии великого Праздника Победы. Это стало доброй и обязывающей традицией: каждый год в начале мая остановить бег своего детства и всмотреться в одну из самых трагических страниц нашей истории в события Великой Отечественной войны.
Какой она была?
Какова цена нашей Победы?
Ученик 1. Война - жесточе нет слова.
Война - печальней нет слова.
Война - святее нет слова.
В тоске и слове этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Учитель: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». И это верно, так как противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет?
Размышляя над страницами книг о войне, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину, кто погиб за нее, кто перенес ужасы страшной войны. Цена победы велика: более 27 миллионов жизней было отдано за нее. Среди них были дети, шаг горячей трепетной жизни прямо в ледяное объятие смерти. Как это было? Об этом рассказывает в книге «Иван» Владимир Богомолов (слайд презентации)
Ученик.2 Владимир Богомолов совсем юным ушел на войну, был ранен, не раз награжден. Он прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии, и о войне знает не понаслышке. Может, потому он так серьезен, печален и правдив в своем рассказе о военном лихолетье.
Ученик.3 Герой одноимённой повести Иван осторожен, суров, даже угрюм, не по-детски сосредоточен, кажется старше своих лет. Ему 10-11 лет, а по выражению лица можно дать все 30. В первые дни войны он пережил смерть отца (убили на границе), на руках его погибает сестрёнка (ей было полтора года). Мальчик в партизанах, в лагере смерти. Он пережил весь ужас первых дней войны, отсюда его суровость.
Иван принял решение – мстить врагу, добывать сведения о вражеских войсках для штаба.
Как обыкновенный мальчишка он играет, собирает ножички. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…
Но шла жестокая война, гибли люди. И за победу сражались дети. Иван погиб. На знамени Победы есть и его капелька крови, а это немало для одиннадцатилетнего мальчика.
Ученик 4. У поэта Павла Антакольского погиб сын. Об этом он пишет в поэме «Сын».
Мой сын погиб. Он был хорошим сыном,
Добрым, умным смельчаком.
Сейчас метель гуляет по лощинам,
Вдоль выбоин, где он упал ничком.
Мне снится, что ты еще малый ребенок,
И счастлив. И ножками топчешь босыми
Ту землю, где столько лежит погребенных.
На этом кончается повесть о сыне.
Ученик.5. В повести Валентина Катаева «Сын полка» мы встречаемся с озорным крестьянским мальчиком Ваней Солнцевым. Он остался сиротой и попал к разведчикам, которые его полюбили и окружили заботой и вниманием. Ваня тоже ходит в разведку, зорко всматриваясь в любое скопление живой силы врага, и все запоминает. Но и во время войны жизнь продолжается: цветут ландыши, зима сменяется весной, живет вера, надежда в победу. Иначе наш народ не вынес бы эти четыре страшных года.
(слайд презентации )
Ученик.6 Я с детства помню тот кошмар:
Налеты, раненых мученья,
Бомбежки города, пожар,
И взрывы…Нет от них спасенья!
Народ бежал, бросал жилье,
От горя волосы седели…
А с самолета пулемет
Строчил по движущейся цели
И оставались на земле
На веке взрослые и дети…
Война! Поверьте ничего
Страшнее нет на свете!
(Показ слайдов о детях блокадного Ленинграда)
Ученик.7. Многие из нас знают красивую и талантливую актрису Элину Аврасимовну Быстрицкую, но не каждому известно, что ее детство пришлось на годы войны и что она имеет настоящее боевое звание сына полка. Она гордится этим, как и другими награждениями, например, медалью «За победу над Германией».
Детям, воевавшим за свободу Родины, посвятила своё стихотворение одна из учениц класса (приложение №1)
Ученик 8. Огромное количество книг написано о войне, многие мы
прочитали дома вместе с родителями, близкими нам людьми.
Поэма К.Симонова «Сын артиллериста»
начинается с рассказа о том, как мальчик, чтобы
потом пойти по стопам отца и стать военным. Близкие люди с детства помогали ему стать смелым и отважным, готовым к защите своей родины.
(Чтение учеником наизусть отрывка из поэмы К.Симонова «Сын артиллериста»).
Учитель. Есть очень хорошая книга «Дети военной поры». Это сборник рассказов о том, как вели себя дети в тяжелые годы войны, как боролись с врагом, как трудились в тылу.
Ученик 9. Что делал я тогда? Снопы вязал.
А может быть, работал на прополке,
Когда ты полем проползал,
Где каждый метр изрезали осколки.
Ученик 10. В рассказе «Белая шубка» Татьяна Тимошенко пишет: «Мне часто снится Первоуральск. Базарчик, домики и прокатный стан. Стан, мой стан . 5 девочек, эвакуированных из Харькова, стоят на прокате горячих труб». Она вспоминает, что заревела, когда прокатала 50 труб. А еще как-то потеряла продуктовые карточки на целый месяц. Работали по 2 смены. И никто не подгонял, только собственное сознание.
(Просмотр слайда о детях тыла)
Учитель. Я убеждена: необходимо помнить о войне. Память – наша история. Каким будет ваш взгляд на неё, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее.
Человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Детская память избирательна. Но забыть ужас венного лихолетья не в силах никто. Материалы, собранные вами к сегодняшнему уроку, должны доказать, что пережитое нашим народом, детьми во время войны, не выдумка писателей, а трудная правда. О пережитом рассказывала бывшая учительница нашей школы, которая в годы войны жила на оккупированной врагами территории, на Курской дуге. Наши ребята из группы «Писатели» воспроизвели её воспоминания в рассказе «Один день из моей военной жизни»
(приложение №2)
Ученик11. Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок-
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы-
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес.
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
( С.Я. Маршак)
Учитель. Война была нам навязана и принесла людям много горя. Она разорила сотни городов и сел, лишила тысячи детей их родителей. Писатель Альберт Анатольевич Лиханов рассказывает о том, как трудно и голодно жилось детям во время Великой Отечественной войны.
(Показ фрагмента из жизни писателя. Материал ЦОР к урокам литературы)
Ученик 12. Альберт Анатольевич Лиханов - известный писатель. Его книги издаются во многих странах мира. Главная тема и главная боль произведений писателя - судьбы детей, оказавшихся по разным причинам в тяжелых ситуациях.
В 1987 году по его инициативе у нас в стране был создан детский фонд - первая общественная благотворительная организация.
В повести «Последние холода» перед нами проходят судьбы детей: Коли, Маши и Вадима.
Ученик 13. Коля живет в эвакуации, у него есть бабушка и мама, которые спасают его от голода. Маша и Вадим остались одни. Только желание жить, а скорее выжить, победить ужасы голода, болезни помогают им выстоять. Вадим ведет себя как взрослый человек. Он считает себя ответственным за больную тифом мать и младшую сестру. И люди помогали бесприютным детям: устраивали дополнительное питание в столовых, помогали учителя в школе, торговки на базаре закрывали глаза на голодных воришек
Ученик 14. В книге звучат слова Колиной учительницы, Анны Николаевны, обращенные к ученикам. Они звучат как завет:
« Война кончилась. Вы застали ее детьми. И хотя вы не знали самого страшного, все-таки вы видели эту войну. Пройдет время, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда была война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшие войны. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забывать»
Ученик 15. Не со школьным фартучком,
С взрослыми обидами,
Словно бы по карточкам,
Детство было выдано.
Беседа:
- Как вы считаете, донёс А. Лиханов завет своей учительницы до вас? Донёс ли её слово-предупреждение? (слайд)
- Почему, собственно, нельзя забывать об этом трудном времени?
- Герой повести В.Богомолова «Иван» погиб. А если бы остался жив, каким бы стал Иван? Как бы сложилась его судьба? О чём бы он рассказал и что завещал своим детям и внукам? (учтём, что наши размышления – всего лишь только предположения)
Учитель. О детях военной поры мы узнаем из истории, литературы. Но они и сейчас живут среди нас, многие делятся своими воспоминаниями о трудном военном детстве. Нет, они не герои, они просто дети, дети войны.
(Выступление детей военного времени, у которых ребята из группы корреспондентов могут взять заранее или после урока интервью и поместить его в газету. Фотокорреспонденты сделают фотомонтаж).
Вопросы для интервью:
Сколько лет вам было во время войны?
Где вы жили в военные годы?
Что вам больше всего запомнилось из вашего военного детства?
Что бы вы хотели пожелать сегодняшним детям?
Ребята третьей группы – «Литераторы» - подготовили список рекомендуемой для чтения литературы по данной теме, написав к некоторым произведениям аннотации.
( презентация, приложение)
Учитель: Спасибо, ребята, за эти работы. Слушая вас, я подумала, что вы тоже будто выполняли наказ Колиной учительницы: не забывать ни горя, ни радости, ни слёз,ни трудностей жизни уходящего поколения. Тогда не оборвётся ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим Вы сегодня стали чуточку взрослее. Особые слова благодарности мы сегодня говорим тем людям, которые поделились воспоминаниями о своём трудном военном детстве.
Помните у Лиханова: «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное. Он вовсе не взрослый, нет. …в лесу, где много деревьев, которые он не знает, он вдруг догадывается: вот это пихта, это кедр. Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если не умом, то сердцем» И на сегодняшнем уроке мы учились понимать самые главные мысли о жизни. Учились быть людьми, способными неравнодушными глазами увидеть и сердцем почувствовать боль и радость. Так происходит ваше взросление, ребята…
Завершим мы урок стихотворением Ю.Воронова, который подтверждает мысль о том, что «память – наша совесть»
А может, нам о них забыть?
Опять война, опять блокада…
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне»
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна…
Просмотров: 2424 / Дата: 17.06.2025
Комментариев 0